Image result for doom 2

Для тех, кто не знаком с играми, «киберспорт» даже звучит странно – что это за спорт, если он существует только в виртуальном пространстве? Однако профессиональные команды, играющие в League of Legends или Counter-Strike, собирают целые стадионы и зарабатывают миллионы, а у нового вида спорта есть свои требования к спортсменам. Как стать киберспортсменом и что такое игровые турниры – читайте в нашей статье.

Игровые турниры – что это?

Все началось в 1993 году с Doom 2. Этот шутер отличался не только графикой и игровым процессом. Doom 2 также поддерживает многопользовательские игры. Геймеры, находящиеся за сотни километров друг от друга, начали соревноваться и организовывать турниры онлайн. Первая профессиональная лига кибератлетов была в 1997 году, когда был выпущен Quake. Сейчас есть турниры по многим играм или, как их называют кибератлеты, по дисциплинам. Это могут быть разные жанры – шутеры, стратегии и т.д. На данный момент особенно популярны игры MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) – цель таких игр – захват базы противника. Каждый игрок начинает со своего персонажа, которого он должен улучшить – этот процесс является важной частью каждой игровой сессии. Киберспортсмены соревнуются на больших аренах, игры транслируются в прямом эфире, а профессиональные телеканалы комментируют матчи. В России киберспорт стал официальным еще в 2001 году, но через несколько лет был исключен из спортивного реестра из-за бюрократических формальностей. В прошлом году его статус восстановили, и теперь у России есть свой кубок по киберспорту. В Университете ИТМО киберспорт начал развиваться около трех лет назад после серии турниров университетского уровня. На данный момент команда ИТМО участвует во Всероссийской киберспортивной лиге и входит в пятерку лучших в Санкт-Петербурге. Победа напрямую зависит от побед команды в разных дисциплинах – команда получает позицию в рейтинге только после победы в турнирах как минимум в трех из пяти дисциплин. Например, команда ИТМО особенно хороша в Dota 2, LOL и Hearthstone, а в прошлом месяце один из игроков Hearthstone выиграл городской турнир и получил солидный денежный приз, – комментирует руководитель киберспортивной команды Вячеслав Алексеенко. Он и Альберт Сафин, руководитель команды стрелков, поделились концепцией киберспорта и его тонкостями. Не каждая игра превращается в дисциплину киберспорта. Какие критерии?

Вячеслав: Главное, чтобы победа в игре зависела не от случая, а от умения и стратегии. Киберспортсмены должны знать свои возможности и использовать тактику. Чем более «случайна» игра, тем больше дисбаланса и, следовательно, проблем. Альберт: Случайные события могут перевернуть всю игру, как будто можно проиграть не потому, что он недостаточно хорош, а из-за невезения. Например, есть карточные стратегии, где многое зависит от получения той или иной карты в конкретный момент. Ваш противник может получить свой козырь в самом начале, а есть шанс, что вы даже не увидите свою. Это делает результат очевидным. В некоторых играх есть предметы, которые игрок может купить для своего персонажа, а некоторые имеют шанс активировать: предмет может работать или нет. Это тоже плохо, и такие случайности нужно свести к минимуму. Итак, как разработать стратегию и от чего зависит его тактика? Альберт: Ну, это в основном связано с опытом. Чем больше вы играете, тем лучше понимаете стратегию противника и придумываете свою. В каждой игре есть свои особенности. Например, в игре-шутере команды могут сыграть до 30 раундов в одном турнире. После первых пяти уже можно понять тактику соперника и придумать план. Вячеслав: Многое зависит от вашей скорости реакции и того, как вы играете в начале игры. Также важно поддерживать моральный дух вашей команды на высоком уровне. Чтобы отточить свои навыки, мы проводим командные тренировки и играем только онлайн. Также можно потренироваться на любительских турнирах, которые проводятся в специальных клубах. В некоторых играх – например, в шахматах – игрок может сделать неверный ход, который неминуемо приведет к его падению. То же самое и с киберспортом?

Вячеслав: Иногда, когда команда не понимает стратегии соперника, она начинает проигрывать. Тем не менее, были случаи, когда в конце игры более слабая команда собиралась вместе и полностью побеждала своих соперников быстрым ответным ударом. Вот почему так важен боевой дух – вы никогда не должны сдаваться, даже если чувствуете, что проиграли. Альберт: Это зависит от обстоятельств. В играх MOBA иногда бывает разумно сдаться, если ваша команда совершила ошибку на раннем этапе, и ваш противник это заметил. Тем не менее, можно просто использовать оборонительную стратегию. Что касается стрелков, поражение в одном раунде не означает полное поражение. «Экономика» игры намного важнее: вы должны копить деньги, чтобы покупать оружие и доспехи. Кроме того, очень важно сохранять хладнокровие до самого конца игры и сохранять спокойствие, даже если вы проиграете – хотя иногда это сложно.

Так почему же киберспорт собирает целые стадионы болельщиков, которые не играют, а просто смотрят?

Вячеслав: Это сложно. В этом смысле киберспорт мало чем отличается от футбола. Людям это нравится, им это становится интересно. Надо просто попробовать. В качестве примера возьмем DOTA. В этой игре нужно считать время, пока его противник не воскреснет из мертвых, особенно если он не видит карту местности. Это создает напряжение, заставляет почувствовать игрока – что является одной из причин популярности игры. Альберт: Иногда в играх-шутерах остается только один из пяти членов команды, и ему приходится сражаться со своими противниками в одиночку. Если он это сделает – а все знают, что именно его навыки позволяют ему побеждать, а в качестве стрелка не удастся везти – это вызывает настоящий ВАУ-эффект: один человек побеждает пятерых профессионалов только стратегией! Кроме того, когда кто-то делает что-то подобное, он полностью погружается: его руки дрожат, и адреналин накачивается в кровь – как в реальном спорте.

Сколько времени ты тренируешься?

Альберт: В моем случае киберспорт стал больше рутиной, чем хобби. Я создал свою команду, и мы тренируемся три дня в неделю в определенное время. Таким образом, я должен думать о том, что я буду рассказывать на каждой сессии, какую тактику мы будем использовать. Каждый раз на это уходит от трех до четырех часов. Помимо командных тренировок, каждый участник должен тренироваться индивидуально дома. Тем не менее, меня это устраивает. Конечно, если вы сидите около пяти часов в день перед монитором, это утомляет вас и отнимает время реакции. Как я всегда говорю, от игры нужно получать удовольствие. Тем не менее, иногда вы теряете его, особенно если терпите неудачу несколько раз подряд.

Когда ты начал заниматься профессионально?

Вячеслав: Спорт мне всегда нравился: занимался волейболом, другими видами спорта, играл в игры. В Университете ИТМО меня однажды попросили помочь организовать мероприятие по киберспорту, я заинтересовался и занялся этим. Альберт: Я начал играть в игры в детстве, как и многие другие. Когда был выпущен новый Counter Strike, в котором вы могли соревноваться с другими, было здорово собирать команды и вместе работать над достижением цели. Два года назад ИТМО собрал команду на турнир по стрельбе, и я попал в нее. Теперь я капитан команды.

Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим киберспортсменом?

Вячеслав: Прежде всего, нужно прислушиваться к своей команде и учиться на ошибках, потому что их много, когда ты только начинаешь. Что касается киберспорта или нет, я считаю, что особых способностей нет – просто нужно чувствовать себя комфортно в такой среде. Большинство из них становятся геймерами в подростковом возрасте: игры помогают найти новых друзей и единомышленников. Иногда это становится зависимостью. Но киберспортсмены знают, как с этим бороться, они видят в играх отличную профессию. Разница между киберспортсменом и зависимым от игр человеком в том, что первый может говорить о чем-то другом, а не только об играх, играх, играх.